Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу
|   | Антон СВИНЦИЦКИЙ директор по консалтингу АО «ДиалогНаука» | 
В 2024–2025 годах в области защиты информации и операционной надежности финансовых организаций произошли существенные изменения. Были актуализированы положения Банка России, приняты новые методические рекомендации и разработаны проекты национальных стандартов серии ГОСТ Р 57580, направленные на унификацию требований и повышение уровня защищенности. Разберем ключевые изменения и их возможное влияние на практику оценки соответствия и обеспечения информационной безопасности.
Первое направление — изменения в нормативных документах Банка России по защите информации
Изменения в Положении № 851-П
Положение 851-П, пришедшее на смену Положению 683-П, существенно пересмотрено. Основные изменения касаются:
— формализации обязательной реализации цикла PDCA (планирование – реализация – контроль – совершенствование) для мер защиты информации, реализуемых на технологических участках реализации банковских операций;
— закрепления необходимости защиты банковской тайны;
— уточнения требования к сертификации или повторной оценке ПО (ОУД4) при изменении исходного кода прикладного ПО автоматизированных систем и приложений;
— обязательного использования сертифицированных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра при применении усиленной неквалифицированной электронной подписи для обеспечения целостности электронных сообщений;
— необходимости контроля за изменением идентификационного модуля клиентских устройств (к такому модулю может относиться, например, SIM-карта);
— уточнения требований по регистрации и хранению информации о действиях клиентов;
— введения требований по взаимодействию с несовершеннолетними пользователями банковских услуг (уведомление родителей несовершеннолетних о выданных картах и об операциях, которые дети совершают с их использованием).
Эти меры направлены на формализацию технических требований и снижение неоднозначности в трактовке положений при проверках.
Изменения в Положении № 821-П (проект)
Банк России подготовил проект изменений в Положение 821-П. Ключевые изменения направлены на гармонизацию с требованиями Положения 851-П, в том числе включены следующие планируемые к принятию требования:
— включение филиалов иностранных банков в перечень субъектов регулирования в соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2011 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Определены минимальный и стандартный уровни защиты с коэффициентами соответствия (не ниже 0,71 и 0,86 соответственно), срок перехода на стандартный уровень — с 2027 г.;
— реализация в отношении отдельных мер Положения 821-П процессов цикла PDCA. По сути, тот же подход, что и в Методических рекомендациях Банка России 3-МР (от 06.03.2025), однако количество мер значительно расширено.
К другим ключевым изменениям можно отнести следующие:
1. Детализированы требования к составу регистрируемых событий при осуществлении клиентами действий в АС:
— дата и время начала и окончания соединения сессии на транспортном уровне при авторизации устройства, с которого осуществлен доступ к системам дистанционного банковского обслуживания;
— идентификационная информация устройства (IP и порт) клиента и (или) сетевого оборудования;
— идентификационная информация автоматизированных систем (систем дистанционного банковского обслуживания), в том числе IP-адрес и порт;
— географическое местоположение устройства клиента.
2. Уточнены требования в части оценки соответствия прикладного ПО автоматизированных систем и приложения:
— вводится необходимость проведения сертификации или оценки соответствия по требованиям к оценочному уровню доверия (ОУД) не ниже чем ОУД4, предусмотренного ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2013, при внесении изменений в исходный код (по аналогии с Положением 851-П);
— появляется право не проводить сертификацию ПО или оценку по ОУД4 в случае, если организация пройдет сертификацию ФСТЭК России своих процессов разработки в соответствии с ГОСТ 56939-2024 (за исключением ПО с СКЗИ) (данное положение вступает в силу с 01.10.2027).
3. Детализированы требования к защите информации при осуществлении переводов денежных средств с использованием биометрических персональных данных (ПДн):
— технологические участки были логично изменены: в них включены операции с использованием биометрических ПДн;
— информация, связанная с идентификацией и (или) аутентификацией с использованием биометрических ПДн, отнесена к защищаемой информации;
— требования по сертификации ПО (или проведению оценки по уровню ОУД4) теперь распространяются и на приложения, используемые для приема/передачи идентификатора электронного средства платежа, применяемого для расчетов с использованием биометрических ПДн;
— для защиты информации об идентификаторе электронного средства платежа, применяемого для расчетов с использованием биометрических ПДн, необходимо использовать СКЗИ КС1.
4. Утверждены/уточнены требования к отчетности в части реализованных мер защиты информации для субъектов национальной платежной системы:
— для операторов по переводу денежных средств — форма 0409071;
— для операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями, — форма 0409071;
— для операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями, — форма 0403202;
— для операторов электронных платформ — форма 0420722.
Все требования (за исключением указанного выше) планируются к вступлению в силу с 01.10.2026./p>
Второе направление — утверждение Банком России новых методических рекомендаций
1. «Методические рекомендации Банка России по расчету значений показателей оценки выполнения требований к технологическим мерам защиты информации и прикладному программному обеспечению автоматизированных систем и приложений в целях составления отчетности об оценке выполнения требований к обеспечению защиты информации» (утв. Банком России 06.03.2025 3-МР).
Обновленные рекомендации исключают устаревшие ссылки (на пример, на Положение 747-П), интегрируют меры из Положения 802-П, касающиеся Системы быстрых платежей, и требования по обеспечению безопасности цифрового рубля (требования устанавливаются Положением 833-П). Также сделаны незначительные редакционные уточнения формулировок.
2. «Методические рекомендации по управлению риском информационной безопасности и обеспечению операционной надежности» (утв. Банком России 21.03.2024 7-МР).
Рекомендации устанавливают подходы к управлению рисками реализации информационных угроз и обеспечению операционной надежности. Уточняется необходимость документирования и соблюдения процедур, связанных с выявлением и устранением уязвимостей и управлением инцидентами. Это первый шаг к внедрению полноценных подходов к обеспечению непрерывности бизнеса в рамках Национальных стандартов ГОСТ Р 57580.3-2022 и ГОСТ Р 57580.4-2022.
3. «Методические рекомендации Банка России по проведению тестирования на проникновение и анализа уязвимостей информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры организаций финансового рынка» (утв. Банком России 22.01.2025 2-МР).
Рекомендации описывают подход к определению области тестирования на проникновение и определению требований к таким услугам, в том числе при привлечении внешних поставщиков.
Третье направление — изменение существующих и разработка новых национальных стандартов серии ГОСТ Р 57580
Проект изменений ГОСТ Р 57580.1 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Базовый состав организационных и технических мер»
Проект предусматривает расширение области применения стандарта за пределы финансовых организаций. Изменены подходы к выбору и адаптации мер защиты с учетом актуальных угроз и особенностей ИТ-инфраструктуры. Ключевые изменения по каждому процессу защиты информации приведены в табл. 1.
| Процесс 1 «Обеспечение защиты информации при управлении доступом» | Определены требования к управлению технологическими учетными записями (УЗ) и заданными по умолчанию УЗ; Уточнены формулировки по контролю прав доступа и контролю действий пользователей; Пароль пользователя не менее 10 символов; Использование менеджеров хранения паролей; Добавлены требования к организации резервного копирования | 
| Процесс 2 «Обеспечение защиты вычислительных сетей» | Уточнены требования к определению и контролю сетевого взаимодействия с сетью Интернет и использованию протоколов почтового обмена; Уточнены требования к сегменту разработки и тестирования | 
| Процесс 4 «Защита от вредоносного кода» | Уточнены формулировки использования антивирусного программного обеспечения (АВПО) на уровне виртуальной инфраструктуры; Реализация работы АВПО в резидентном режиме на АРМ, серверах и виртуальной инфраструктуре | 
| Процесс 5 «Предотвращение утечек информации» | Уточнены отдельные формулировки; Определена необходимость контентного анализа при передаче графических файлов (сканов, фотографий) | 
| Процесс 7 «Защита среды виртуализации» | Уточнено название процесса защиты информации «Защита сред виртуализации и контейнеризации»; Добавлены требования по защите операционных систем с системами контейнеризации и контейнеров; Уточнены отдельные формулировки | 
| Процесс 8 «Защита информации при осуществлении удаленного логического доступа с использованием мобильных (переносных) устройств» | Уточнено название процесса защиты информации «Защита информации при осуществлении удаленного доступа» Уточнены формулировки по сегментированию Уточнены формулировки по требованиям к MDM решениям Добавлено требование к шифрованию данных на устройствах, с которых осуществляется удаленный доступ | 
Таблица.1 Изменения в процессах защиты информации (проект изменений ГОСТ Р 57580.1)
 
 
Проект изменений ГОСТ Р 57580.2 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Методика оценки соответствия»
Ключевые положения:
— уточнено определение проверяющей организации;
— уточнены качественные уровни соответствия (от нулевого до пятого);
— уточнено понятие шкалы оценки выбора меры:
1 — мера выбрана (при предъявлении проверяющей организации свидетельств выбора в виде фактического применения);
0 — мера не выбрана (при отсутствии у проверяемой организации свидетельств выбора, состояния и срока применения и порядка применения выбранных мер, отсутствии технической возможности применения меры, необоснованном превышении сроков реализации применения меры либо невозможности обеспечить в организации условия, необходимые для применения меры);
— определен порядок обоснования применения компенсирующих мер;
— уточнены требования к содержанию отчета (в том числе определена возможность передачи в электронном виде с УКЭП);
— определены требования к срокам передачи отчетных материалов;
— уточнен перечень нарушений. Новые нарушения:
а) непроведение или некорректное проведение (без обоснования границ и модели нарушителя) тестирования на проникновение и анализа уязвимостей;
б) отсутствие реализации требований к безопасности удаленного доступа, мобильных (переносных) устройств;
в) выявление на момент проверки отсутствия фактов реализации выбранных (запланированных к реализации) мер защиты информации (для каждой установленной меры);
г) неустранение уязвимостей критичного и высокого уровня в установленные сроки;
— уточнен порядок формирования оценки для нескольких контуров безопасности.
Проект ГОСТ Р 57580.х «Безопасность финансовых (банковских) операций. Требования к проверяющим организациям и руководящие указания по проведению оценки соответствия»
Проект национального стандарта направлен на определение единых требований к организациям, привлекаемым для проведения внешней оценки соответствия, и использование единого подхода к такой оценке. Объект стандартизации: деятельность проверяющих организаций и процесс проведения оценки соответствия требованиям ГОСТ Р 57580.1 и иным (например, ГОСТ Р 57580.4). Устанавливаются требования, перечисленные в табл. 2.
| Требования к проверяющей организации | Отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков и банкротства. Подтверждение участия в системе добровольной сертификации (СДС). Наличие документированных политик. Аттестованные в рамках СДС работники, привлекаемые к оценке соответствия. Требования к привлечению соисполнителей | 
| Требования к лицам, входящим в проверяющую группу | Требования к руководителям проверяющей группы: образование, подтверждение опыта работы, подтверждение квалификации по одному из национальных или международных стандартов в области информационной безопасности. Требования к участникам проверяющей группы: образование, требования СДС (если установлены) | 
| Требования к процессу оценки соответствия | 1. Планирование: — область оценки; — требования к заказчику (ресурсы, документы и т.д.); — недопустимость установления целей (количественных или качественных). 2. Проведение: — требование к выборке; — обязательность включения областей, отданных на аутсорсинг (и предоставления соответствующих свидетельств); — хранение свидетельств (сроки и порядок). 3. Требования к отчету, содержанию и срокам хранения | 
Таблица.2 Требования, установленные в проекте ГОСТ Р 57580.х
Проект ГОСТ Р 57580.5 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение операционной надежности. Методика оценки соответствия»
Проект стандарта определяет подходы к независимой оценке реализации мер по обеспечению операционной надежности. Ключевые особенности:
— методика оценки соответствия аналогична ГОСТ Р 57580.2-2018;
— требования к привлекаемым организациям: лицензия на техническую защиту конфиденциальной информации и компетенции персонала;
— формализованная проверка полноты реализации организационных и технических мер обеспечения операционной надежности.
Проект проходит обсуждение в ТК 122 и может стать основой для определения порядка оценки операционной надежности в кредитных и некредитных организациях на основании требований Положений Банка России.
Итак, изменения в законодательстве и национальных стандартах в сфере защиты информации и операционной надежности отражают переход к более зрелому, унифицированному и прозрачному регулированию. Банкам предстоит адаптировать процессы под новые требования, усиливая контроль, прозрачность и документирование. При этом важно не только обеспечить формальное соответствие, но и интегрировать требования в практику управления рисками информационной безопасности, защиты информации и операционной надежности, не забывая учитывать особенности деятельности организации и их влияние на устойчивость всей финансовой системы Российской Федерации.
 PDF-версия статьи "Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу"
PDF-версия статьи "Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу"  Поиск
						Поиск
					
