Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу

21 августа 2025
Антон СВИНЦИЦКИЙ
директор по консалтингу
АО «ДиалогНаука»


В 2024–2025 годах в области защиты информации и операционной надежности финансовых организаций произошли существенные изменения. Были актуализированы положения Банка России, приняты новые методические рекомендации и разработаны проекты национальных стандартов серии ГОСТ Р 57580, направленные на унификацию требований и повышение уровня защищенности. Разберем ключевые изменения и их возможное влияние на практику оценки соответствия и обеспечения информационной безопасности.

Первое направление — изменения в нормативных документах Банка России по защите информации

Изменения в Положении № 851-П

Положение 851-П, пришедшее на смену Положению 683-П, существенно пересмотрено. Основные изменения касаются:

— формализации обязательной реализации цикла PDCA (планирование – реализация – контроль – совершенствование) для мер защиты информации, реализуемых на технологических участках реализации банковских операций;

— закрепления необходимости защиты банковской тайны;

— уточнения требования к сертификации или повторной оценке ПО (ОУД4) при изменении исходного кода прикладного ПО автоматизированных систем и приложений;

— обязательного использования сертифицированных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра при применении усиленной неквалифицированной электронной подписи для обеспечения целостности электронных сообщений;

— необходимости контроля за изменением идентификационного модуля клиентских устройств (к такому модулю может относиться, например, SIM-карта);

— уточнения требований по регистрации и хранению информации о действиях клиентов;

— введения требований по взаимодействию с несовершеннолетними пользователями банковских услуг (уведомление родителей несовершеннолетних о выданных картах и об операциях, которые дети совершают с их использованием).

Эти меры направлены на формализацию технических требований и снижение неоднозначности в трактовке положений при проверках.

Изменения в Положении № 821-П (проект)

Банк России подготовил проект изменений в Положение 821-П. Ключевые изменения направлены на гармонизацию с требованиями Положения 851-П, в том числе включены следующие планируемые к принятию требования:

— включение филиалов иностранных банков в перечень субъектов регулирования в соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2011 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Определены минимальный и стандартный уровни защиты с коэффициентами соответствия (не ниже 0,71 и 0,86 соответственно), срок перехода на стандартный уровень — с 2027 г.;

— реализация в отношении отдельных мер Положения 821-П процессов цикла PDCA. По сути, тот же подход, что и в Методических рекомендациях Банка России 3-МР (от 06.03.2025), однако количество мер значительно расширено.

К другим ключевым изменениям можно отнести следующие:

1. Детализированы требования к составу регистрируемых событий при осуществлении клиентами действий в АС:

— дата и время начала и окончания соединения сессии на транспортном уровне при авторизации устройства, с которого осуществлен доступ к системам дистанционного банковского обслуживания;

— идентификационная информация устройства (IP и порт) клиента и (или) сетевого оборудования;

— идентификационная информация автоматизированных систем (систем дистанционного банковского обслуживания), в том числе IP-адрес и порт;

— географическое местоположение устройства клиента.

2. Уточнены требования в части оценки соответствия прикладного ПО автоматизированных систем и приложения:

— вводится необходимость проведения сертификации или оценки соответствия по требованиям к оценочному уровню доверия (ОУД) не ниже чем ОУД4, предусмотренного ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2013, при внесении изменений в исходный код (по аналогии с Положением 851-П);

— появляется право не проводить сертификацию ПО или оценку по ОУД4 в случае, если организация пройдет сертификацию ФСТЭК России своих процессов разработки в соответствии с ГОСТ 56939-2024 (за исключением ПО с СКЗИ) (данное положение вступает в силу с 01.10.2027).

3. Детализированы требования к защите информации при осуществлении переводов денежных средств с использованием биометрических персональных данных (ПДн):

— технологические участки были логично изменены: в них включены операции с использованием биометрических ПДн;

— информация, связанная с идентификацией и (или) аутентификацией с использованием биометрических ПДн, отнесена к защищаемой информации;

— требования по сертификации ПО (или проведению оценки по уровню ОУД4) теперь распространяются и на приложения, используемые для приема/передачи идентификатора электронного средства платежа, применяемого для расчетов с использованием биометрических ПДн;

— для защиты информации об идентификаторе электронного средства платежа, применяемого для расчетов с использованием биометрических ПДн, необходимо использовать СКЗИ КС1.

4. Утверждены/уточнены требования к отчетности в части реализованных мер защиты информации для субъектов национальной платежной системы:

— для операторов по переводу денежных средств — форма 0409071;

— для операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями, — форма 0409071;

— для операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями, — форма 0403202;

— для операторов электронных платформ — форма 0420722.

Все требования (за исключением указанного выше) планируются к вступлению в силу с 01.10.2026./p>

Второе направление — утверждение Банком России новых методических рекомендаций

1. «Методические рекомендации Банка России по расчету значений показателей оценки выполнения требований к технологическим мерам защиты информации и прикладному программному обеспечению автоматизированных систем и приложений в целях составления отчетности об оценке выполнения требований к обеспечению защиты информации» (утв. Банком России 06.03.2025 3-МР).

Обновленные рекомендации исключают устаревшие ссылки (на пример, на Положение 747-П), интегрируют меры из Положения 802-П, касающиеся Системы быстрых платежей, и требования по обеспечению безопасности цифрового рубля (требования устанавливаются Положением 833-П). Также сделаны незначительные редакционные уточнения формулировок.

2. «Методические рекомендации по управлению риском информационной безопасности и обеспечению операционной надежности» (утв. Банком России 21.03.2024 7-МР).

Рекомендации устанавливают подходы к управлению рисками реализации информационных угроз и обеспечению операционной надежности. Уточняется необходимость документирования и соблюдения процедур, связанных с выявлением и устранением уязвимостей и управлением инцидентами. Это первый шаг к внедрению полноценных подходов к обеспечению непрерывности бизнеса в рамках Национальных стандартов ГОСТ Р 57580.3-2022 и ГОСТ Р 57580.4-2022.

3. «Методические рекомендации Банка России по проведению тестирования на проникновение и анализа уязвимостей информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры организаций финансового рынка» (утв. Банком России 22.01.2025 2-МР).

Рекомендации описывают подход к определению области тестирования на проникновение и определению требований к таким услугам, в том числе при привлечении внешних поставщиков.

Третье направление — изменение существующих и разработка новых национальных стандартов серии ГОСТ Р 57580

Проект изменений ГОСТ Р 57580.1 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Базовый состав организационных и технических мер»

Проект предусматривает расширение области применения стандарта за пределы финансовых организаций. Изменены подходы к выбору и адаптации мер защиты с учетом актуальных угроз и особенностей ИТ-инфраструктуры. Ключевые изменения по каждому процессу защиты информации приведены в табл. 1.

Процесс 1 «Обеспечение защиты информации при управлении доступом»

Определены требования к управлению технологическими учетными записями (УЗ) и заданными по умолчанию УЗ;

Уточнены формулировки по контролю прав доступа и контролю действий пользователей;

Пароль пользователя не менее 10 символов;

Использование менеджеров хранения паролей;

Добавлены требования к организации резервного копирования

Процесс 2 «Обеспечение защиты вычислительных сетей»

Уточнены требования к определению и контролю сетевого взаимодействия с сетью Интернет и использованию протоколов почтового обмена;

Уточнены требования к сегменту разработки и тестирования

Процесс 4 «Защита от вредоносного кода»

Уточнены формулировки использования антивирусного программного обеспечения (АВПО) на уровне виртуальной инфраструктуры;

Реализация работы АВПО в резидентном режиме на АРМ, серверах и виртуальной инфраструктуре

Процесс 5 «Предотвращение утечек информации»

Уточнены отдельные формулировки;

Определена необходимость контентного анализа при передаче графических файлов (сканов, фотографий)

Процесс 7 «Защита среды виртуализации»

Уточнено название процесса защиты информации «Защита сред виртуализации и контейнеризации»;

Добавлены требования по защите операционных систем с системами контейнеризации и контейнеров;

Уточнены отдельные формулировки

Процесс 8 «Защита информации при осуществлении удаленного логического доступа с использованием мобильных (переносных) устройств»

Уточнено название процесса защиты информации «Защита информации при осуществлении удаленного доступа»

Уточнены формулировки по сегментированию

Уточнены формулировки по требованиям к MDM решениям

Добавлено требование к шифрованию данных на устройствах, с которых осуществляется удаленный доступ

Таблица.1 Изменения в процессах защиты информации (проект изменений ГОСТ Р 57580.1)


Проект изменений ГОСТ Р 57580.2 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Методика оценки соответствия»

Ключевые положения:

— уточнено определение проверяющей организации;

— уточнены качественные уровни соответствия (от нулевого до пятого);

— уточнено понятие шкалы оценки выбора меры:

1 — мера выбрана (при предъявлении проверяющей организации свидетельств выбора в виде фактического применения);

0 — мера не выбрана (при отсутствии у проверяемой организации свидетельств выбора, состояния и срока применения и порядка применения выбранных мер, отсутствии технической возможности применения меры, необоснованном превышении сроков реализации применения меры либо невозможности обеспечить в организации условия, необходимые для применения меры);

— определен порядок обоснования применения компенсирующих мер;

— уточнены требования к содержанию отчета (в том числе определена возможность передачи в электронном виде с УКЭП);

— определены требования к срокам передачи отчетных материалов;

— уточнен перечень нарушений. Новые нарушения:

а) непроведение или некорректное проведение (без обоснования границ и модели нарушителя) тестирования на проникновение и анализа уязвимостей;

б) отсутствие реализации требований к безопасности удаленного доступа, мобильных (переносных) устройств;

в) выявление на момент проверки отсутствия фактов реализации выбранных (запланированных к реализации) мер защиты информации (для каждой установленной меры);

г) неустранение уязвимостей критичного и высокого уровня в установленные сроки;

— уточнен порядок формирования оценки для нескольких контуров безопасности.

Проект ГОСТ Р 57580.х «Безопасность финансовых (банковских) операций. Требования к проверяющим организациям и руководящие указания по проведению оценки соответствия»

Проект национального стандарта направлен на определение единых требований к организациям, привлекаемым для проведения внешней оценки соответствия, и использование единого подхода к такой оценке. Объект стандартизации: деятельность проверяющих организаций и процесс проведения оценки соответствия требованиям ГОСТ Р 57580.1 и иным (например, ГОСТ Р 57580.4). Устанавливаются требования, перечисленные в табл. 2.

Требования к проверяющей организации

Отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков и банкротства.

Подтверждение участия в системе добровольной сертификации (СДС).

Наличие документированных политик.

Аттестованные в рамках СДС работники, привлекаемые к оценке соответствия.

Требования к привлечению соисполнителей

Требования к лицам, входящим в проверяющую группу

Требования к руководителям проверяющей группы: образование, подтверждение опыта работы, подтверждение квалификации по одному из национальных или международных стандартов в области информационной безопасности.

Требования к участникам проверяющей группы: образование, требования СДС (если установлены)

Требования к процессу оценки соответствия

1. Планирование:

— область оценки;

— требования к заказчику (ресурсы, документы и т.д.);

— недопустимость установления целей (количественных или качественных).

2. Проведение:

— требование к выборке;

— обязательность включения областей, отданных на аутсорсинг (и предоставления соответствующих свидетельств);

— хранение свидетельств (сроки и порядок).

3. Требования к отчету, содержанию и срокам хранения

Таблица.2 Требования, установленные в проекте ГОСТ Р 57580.х

Проект ГОСТ Р 57580.5 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение операционной надежности. Методика оценки соответствия»

Проект стандарта определяет подходы к независимой оценке реализации мер по обеспечению операционной надежности. Ключевые особенности:

— методика оценки соответствия аналогична ГОСТ Р 57580.2-2018;

— требования к привлекаемым организациям: лицензия на техническую защиту конфиденциальной информации и компетенции персонала;

— формализованная проверка полноты реализации организационных и технических мер обеспечения операционной надежности.

Проект проходит обсуждение в ТК 122 и может стать основой для определения порядка оценки операционной надежности в кредитных и некредитных организациях на основании требований Положений Банка России.

Итак, изменения в законодательстве и национальных стандартах в сфере защиты информации и операционной надежности отражают переход к более зрелому, унифицированному и прозрачному регулированию. Банкам предстоит адаптировать процессы под новые требования, усиливая контроль, прозрачность и документирование. При этом важно не только обеспечить формальное соответствие, но и интегрировать требования в практику управления рисками информационной безопасности, защиты информации и операционной надежности, не забывая учитывать особенности деятельности организации и их влияние на устойчивость всей финансовой системы Российской Федерации.



PDF-версия статьи "Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу"