Как будут развиваться SIEM-системы в ближайшие три года

27 ноября 2020
Алексей АНДРЕЕВ
управляющий директор
департамента исследований
и разработки
Positive Technologies
Роман ВАНЕРКЕ
технический директор
АО «ДиалогНаука»

Спрос на SIEM-системы в мире остается достаточно высоким. По данным The Insight Partners, этот зрелый и высококонкурентный рынок, несомненно, продолжит свое развитие и вырастет с $2,597 млрд в 2018 г. до $6,24 млрд в 2027 г. В этой статье мы попробуем спрогнозировать, какими будут SIEM через три года, а также определим популярные технологические тренды, которые помогут таким системам лучше выявлять киберинциденты и предотвращать их последствия.

Развитие экспертизы

В числе факторов, влияющих на рынок SIEM, можно отметить развитие экспертизы в управлении системой. Последние 15 лет о SIEM принято говорить как о средстве для сбора логов с разных систем и корреляции событий. Для повышения качества мониторинга событий безопасности SIEM этого недостаточно: нужны правила нормализации, способы настройки источников, правила обнаружения угроз, инструкции по активации источников, описания правил детектирования, плейбуки.

Например, в 2018 г. в решении MaxPatrol SIEM появилась возможность загружать пакеты экспертизы – набор тематических правил обнаружения угроз, а с 2019 г. пользователи ежемесячно получают новые пакеты экспертизы. Каждый пакет в интерфейсе сопровождается подробным описанием с рекомендациями по настройке правил и реагированию на инциденты (см. рис. 1).


Рис. 1. Описание пакета экспертизы в базе знаний MaxPatrol SIEM



По оценке экспертов Positive Technologies, в целом на мировом рынке каждый второй производитель развивает собственную экспертизу для дальнейшей ее передачи пользователям SIEM.

Автоматизация реагирования на инциденты

Согласно опросу, проведенному Positive Technologies, 25% специалистов по ИБ проводят в SIEM-системе от двух до четырех часов ежедневно. К наиболее трудоемким задачам участники опроса отнесли работу с ложными срабатываниями (донастройку правил корреляции) и разбор инцидентов, их отметили 58% и 52% респондентов соответственно. У 30% специалистов по информационной безопасности много времени отнимают настройка источников данных и отслеживание их работоспособности. Эти проблемы дают стимул для развития SIEM-систем в область продуктов другого класса – оркестрацию событий безопасности и автоматическое реагирование, или SOAR (Security Orchestration, Automation and Automated Response).

Развитие поведенческого анализа пользователей и сущностей

Стремление получить на одном экране единую картину происходящего в инфраструктуре будет способствовать добавлению к возможностям SIEM инструментов UEBA – поведенческого анализа пользователей и сущностей (процессов, узлов сети, сетевых активностей).

Главное отличие SIEM от UEBA в том, что SIEM-система выступает в качестве своего рода конструктора для сбора логов, а решение UEBA строит поведенческие модели. Алгоритмы поиска и обработки аномалий могут включать различные методы, а именно статистический анализ, машинное обучение, глубокое обучение (Deep Learning), которые подсказывают оператору, какие пользователи и сущности в сети стали вести себя нетипично и почему это поведение для них нетипично.

Облака

Согласно исследованию, проведенному Enterprise Strategy Group по заказу Dell Technologies и Intel, в 2019 г. примерно две трети предприятий планировали увеличить по сравнению с предшествующим годом расходы на публичные облачные платформы. Такой подход, с одной стороны, заставляет вендоров добавлять самые популярные облачные сервисы (AWS, Google Cloud Platform, Microsoft Azure) в список поддерживаемых SIEM-источников (за счет подключения коннекторов к облакам), а с другой стороны – научиться и самим предоставлять SIEM по модели As a Service посредством добавления специфичных для облачной инфраструктуры способов развертывания, конфигурирования и дирижирования SIEM (виртуальных, облачных аплайнсов) (см. рис. 2).


Рис. 2. Процент покрытия. Данные являются экспертной оценкой Positive Technologies. Тренды актуальны для лидеров рынка SIEM (в определении числа лидеров специалисты руководствовались данными IDC)



Куда ведут эти тренды

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что все эти тренды уже заметны на рынке, а примерно через три года станут must-have для любой SIEM. Их развитие приведет к тому, что улучшится качество мониторинга и реагирования на инциденты и сократится объем ручной работы операторов, так как большая часть операций будет автоматизирована.



PDF-версия статьи: «Как будут развиваться SIEM-системы в ближайшие три года».
496
;